Если у Вас прогорел глушитель и Вы хотите его отремонтировать, то о том, как это сделать просто и быстро мы расскажем в этой статье. Для Вас мы описали подходящие способы сварки и методике ремонта глушителя чтобы получилось даже у новичка без затрат времени и денег.
- Чем варить глушитель — способы
- Как заварить глушитель электросваркой самостоятельно
- Предварительные работы перед сваркой
- Преимущества и недостатки
- Способ 2 – с помощью полуавтомата
- Процесс подготовки и сварки
- Плюсы и минусы
- Можно ли варить, не снимая с автомобиля
- Способ 3 – холодная сварка
- Разновидности холодной сварки
- Как выбрать холодную сварку
- Подготовка детали
- Последовательность проведения работ
- Плюсы и минусы метода
- Как проявляется поломка глушителя
- Профилактика повреждений глушителя
Чем варить глушитель — способы
Ремонт выхлопной трубы – дело всегда уникальное: прохудившиеся поверхности находятся в разных местах, требуют подхода под разным углом, а сам глушитель представляет собой тонкостенное изделие. С технической точки зрения существует 3 универсальных способа варить глушитель:
- электросварка штучными электродами;
- полуавтоматическая сварка в среде защитного газа;
- «холодная сварка».
Для краткосрочного заделывания трещин и дыр применяются герметики и лента на керамической основе – они помогают добраться до СТО, работая на нагретых поверхностях. Эти варианты помогут при ожидании ремонта и временном отсутствии средств на качественный ремонт или новый глушитель.
Как подобрать оптимальный способ? Наиболее правильное решение – обратиться к профессионалу с намётанным глазом, потому как следует оценивать целесообразность ремонта глушителя авто:
- местная, точечная деформация как следствие механического воздействия – вмятина с прорывом при целостности всего изделия: рекомендуется заварить проем;
- местное уменьшение толщины стенки до появления дыры – сварка «прохудившегося» места будет временной, причем можно применить «заплатку» («латку»);
- общее снижение толщины с одновременной масштабной коррозией – более целесообразно заменить все устройство.
При коррозии значительной поверхности выхлопной трубы придётся потратить много усилий: зачистить место сварки от ржавчины, подготовить накладки (причём достаточные для крепления на ещё толстом металле).
При поражении небольшого участка детали можно с помощью той же «заплатки»: если дефект имеет приличные габариты, или при образовании большого количества пор на ограниченной площади.
Для удобства выполнения манипуляций сварочной техникой процесс лучше планировать в смотровой яме. Это приведет к возможности удержания сварочной дуги под нужным углом, но также потребует полноценных СИЗ (одежда, обувь, перчатки, маска, головной убор).
Полезная статья — Конструкции сварные, что это и какие бывают
Как заварить глушитель электросваркой самостоятельно
Типовой вопрос сварщику: можно ли заварить глушитель «подручными средствами»? Да, это возможно – но только опытному специалисту и качественными электродами.
Для работы оптимален диаметр электродов не более 2,0-2,6 мм. Режим сварки настраивается обычным способом – на минимальной величине сварочного тока и под минимальный диаметр электрода.
Сварочную дугу оптимально вести от толстого металла к более тонкому. При накладывании «заплатки» электрод переносится с нее на сам глушитель. Прерывать процесс можно простым отрывом электрода.
Особых требований к процессу нет, по его завершении нужно не забыть убрать шлаковые наслоения – с помощью молотка. Шов – осмотреть на наличие сторонних включений и пор: если их много, и они большие, рекомендуется обновить шов или наиболее проблемные его участки.
По достижении оптимального качества поверхность следует зачистить металлической щеткой или УШМ с подходящим диском – чем лучше удастся снять пленку окалины и всплывшего шлака, тем дольше проработает отремонтированный участок. Обработанную поверхность – окрасить термостойкой краской.
Полезная статья — Что такое форсаж дуги
Предварительные работы перед сваркой
Сварка глушителя автомобиля начинается с подготовки: нужно заглушить двигатель, отключить бортовой аккумулятор. Можно не доставать его из машины – просто снять провода с клемм. Поверхности вокруг места работы лучше защитить несгораемой тканью, а сам процесс вести при находящемся неподалеку огнетушителе.
Для быстроты работы нужно изначально подобрать и разместить возле авто оснастку:
- сварочный аппарат – достаточно самой небольшой мощности;
- угловая шлифовальная машинка – для зачистки поверхности;
- наждачная бумага или металлическая щетка – для удаления загрязнений и ржавчины до и после сварки;
- растворитель и обезжириватель – для удаления химических загрязнений, плёнок и жиров;
- слесарный молоток, зубило – для удаления окалины и шлака с готовых швов;
- грунт, краска или мастика по металлу (необходимы теплостойкие марки) – для защиты швов от окисления и влаги.
В качестве расходного материала подбираются подходящие по размерам и геометрии куски листовой стали толщиной до 2 мм. Для совсем тонких стенок можно подобрать прочную жесть.
Преимущества и недостатки
Сварка выхлопной системы штучными электродами отличается такими достоинствами в сравнении с другими способами:
- возможность восстановить любую геометрию металла;
- универсальность – техническое оснащение и электроды для ремонта есть в любой сварочной мастерской;
- допускается применять широкий спектр электродов малой толщины (к примеру, УОНИ 13/45, УОНИ 13/55, ОК 46.00, ЦУ-5, LB52U и др.).
Есть у этого способа и «минусы»:
- квалификация сварщика — наиболее весомый фактор;
- необходимость в подъеме авто или в смотровой яме (без снятия глушителя).
Основная опасность – прожог стенок, поэтому заниматься самостоятельно без должной квалификации не рекомендуется.
Способ 2 – с помощью полуавтомата
Сварка глушителей обычным полуавтоматом даёт более качественный аккуратный результат. Сварочная оснастка для этого встречается реже, но её применение гарантирует более аккуратный и чистый шов.
Процесс подготовки и сварки
Перед тем как сваривать, важно подготовиться – чтобы не терять ценное время при ремонте:
- автомобильные инструменты – для демонтажа глушителя;
- сварочный аппарат под тонкую проволоку (до 1,2 мм);
- «болгарка» с дисками для качественной зачистки;
- наждачная бумага;
- растворитель;
- краска термостойкая (оптимальна целевая, «для глушителей» – КО 8111, КО 828).
Суть работы не отличается от сварки штучными электродами. Треснувшая или разбитая поверхность зачищается, «гнилые» части срезаются, готовится «заплатка», околошовная зона обезжиривается, выполняются сварочные швы, которые по остывании прокрашиваются краской.
Важно: термостойкая краска чаще всего наносится минимум в 2 слоя.
Полезная статья — Сварочный газ, что это и как выбрать
Плюсы и минусы
«Полуавтомат» хорош следующими своими достоинствами:
- в сравнении с РДС им легче варить тонкий металл;
- качественная защита металла от атмосферного кислорода;
- сохранение структуры материала ввиду отсутствия перегрева;
- легкое выполнение протяженных швов.
Однако имеются и «минусы»:
- стоимость технологии (проволока и баллон с газом стоят больше, чем пачка электродов);
- повышенные требования к защите сварочной ванны от сквозняков.
Несмотря на них «полуавтомат» обеспечивает высокое качество шва.
Можно ли варить, не снимая с автомобиля
Часто звучит вопрос, можно ли заварить глушитель без его демонтажа с машины?
Да, такой вариант ремонта возможен – важно только предварительно подготовить источник питания авто. Делается это простым отключением – с клемм снимается провод массы. После этого можно спокойно заваривать любые прожоги и дефекты.
В обратном случае при образовании сварочной дуги на аккумулятор будет замыкаться вся цепь. Это чревато коротким замыканием между пластинами, электрохимическими процессами между цветными металлами и электролитом, даже взрывом (известны и такие отзывы).
Полезная статья — Марки электродов для ручной дуговой сварки
Способ 3 – холодная сварка
Отремонтировать автомобильный глушитель можно и другим способом – с помощью так называемой «холодной» сварки.
Суть работы – в заклеивании прорехи композитными материалами (стеклоткань и смолы) или специальным готовым двухкомпонентным клеем. После нанесения на проблемный участок реагенты застывают и образуют прочное покрытие.
Такой ремонт не нуждается в энергопитании, он может выполняться даже «в поле» и обеспечивает долговечность изделие после ремонта. Результат уверенно работает при высокой температуре и постоянной влажности.
Разновидности холодной сварки
Выпускаются такие разновидности составов:
- пластичный – из одного или двух компонентов: первый застывает почти сразу (не более 3-5 минут), второй остается в форме пластичного «теста» до 10-15 минут;
- жидкий – в тюбах, шприцах или банках: состав готов к нанесению, его достаточно только извлечь из тары и разместить на проблемный участок.
Их стоимость доступна для каждого водителя.
Как выбрать холодную сварку
Подбор подходящего варианта основывается на характере повреждений – это описывается в инструкции к материалу. Суть основы у разной ХС практически одинакова, поэтому нужно обратить внимание на следующее:
- устойчивость к повреждениям извне и снаружи глушителя;
- наибольшая температура, поддерживаемая составом;
- наличие компонента для повышения адгезии с металлом (мелкие частицы);
Оптимальные предложения на рынке:
- Abro Steel (США): обеспечивает качественную адгезию с любой поверхностью, держит нагрев до 205°С, полностью высыхает за сутки;
- «Титан» (РФ): смешивается непосредственно перед применение, выдерживает 200°С, сохнет 24 часа;
Это – варианты с повышенной химической и механической устойчивостью шва, они легки в работе и гарантируют высокую прочность.
Подготовка детали
Применение «холодной сварки» не отличается значительной сложностью:
- обнаруживается проблемный участок: место выхода выхлопных газов будет видно по темному налету;
- с поверхности снимаются загрязнения и ржавчина (лучше – наждаком, для повышения адгезии);
- выполняется обезжиривание (рекомендуется применить вещество, прописанное в инструкции к ХС – бензин или растворитель определенной марки);
- замешивается состав (обязательно в защитных перчатках);
- готовый компаунд наносится на проблемный участок и разравнивается (это важно делать крайне быстро);
- деталь выдерживается в неподвижном положении на время застывания ХС.
Процесс во многом схож с обычной сваркой, отличие – в химической природе материалов, поэтому следует замешивать в хорошо проветриваемом помещении или на улице.
Последовательность проведения работ
Сварка глушителя автомобиля с помощью готового состава выполняется следующим образом:
- поверхность, которую нужно отремонтировать, зачищается механическим способом – от загрязнений и окислов;
- подготовленный участок и подходящая накладка (если она будет) обезжириваются;
- состав «холодной сварки» подготавливается в соответствии с инструкцией изготовителя;
- вещество размещается на обезжиренной поверхности: сверху в виде рулончика, вкладывается в дыру или под заплатку (в случае её наличия рекомендуется прижатие на полчаса с помощью резинового жгута);
- образуемый шов замазывается – до визуальной потери зазора между кромками дыры.
Подробнее о том как пользоваться холодной сваркой для металла в нашей статье по ссылке.
После прижатия вещества к металлу начинается реакция на химическом уровне – соединение будет иметь приличный запас прочности на отрыв. Этап первичного застывания длится от 3 до 5 минут, полного – до 1 суток.
Плюсы и минусы метода
«Приварить» обычной «холодной сваркой» – это получить поверхностное закрытие пробоины, не монолитное. Способ имеет много достоинств:
- значительная простота, доступная неопытным любителям;
- доступность и дешевизна расходных материалов;
- высокий уровень безопасности, получаемый отсутствием электрического тока и повышенной температуры;
- полная герметизация глушителя;
- возможность легкого придания необходимой формы в первые минуты нанесения из-за состояния, схожего с пластилином – не дольше 10 минут;
- универсальность и полное отсутствие капризности, выполняется даже в лесу под дождем.
Свойства состава делают его практичным с точки зрения мельчайших несплошностей металла. Он закрывает самые мелкие полости в вязком состоянии, а после затвердевания образует сплошную твердую поверхность. Существуют и некоторые «минусы» технологии:
- полное застывание потребует нескольких часов – в зависимости от типа склеивающего вещества;
- масштабные прорехи заделать будет сложно ввиду высокой пластичности на начальном этапе;
- выпускается несколько типов «холодной сварки», поэтому для оптимального результата рекомендуется подбирать продукт;
- необходимость в резиновых перчатках, оптимальна работа на свежем воздухе или при сильном сквозняке.
Упакованные и тем более вскрытые составы необходимо израсходовать до определенного срока – по его истечении материал потеряет полезные свойства.
Как проявляется поломка глушителя
Для легковой и грузовой машины глушитель является деталью, функционирующей в самых сложных условиях:
- он расположен под самым днищем, часто воспринимает удары и трение от внешней среды (камни, грунт), хотя на это не рассчитан;
- работает при непредсказуемо динамических движениях вместе с автомобилем, воспринимает концентрированные удары от собственного крепления;
- ввиду прохождения внутри него горячих выхлопных газов сильно нагревается (от 700°С на выходном коллекторе до 300°С на выходе) даже при сильном морозе;
- химическое воздействие со стороны «дорожной химии» (реагенты против скольжения или для таяния снега);
- образование конденсата – влаги, оседающей из-за разницы температур.
Эти факторы приводят к постоянному сильному коррозионному износу металла. Его поверхность ржавеет, толщина стенок неуклонно снижается, «заводские» сварные швы прогорают сильнее. В них образуются трещины, на поверхность «выходят» поры, которые становятся концентраторами механического и химического воздействий на глушитель.
Проявление его поломки сразу ощущается на слух: в работе двигателя появляется писк или даже рычание. При поездке возможен стук – когда отрывается крепление или часть глушителя, за которую он крепится к днищу. Звуки в основном идут со стороны багажника, из-под кузова. Они заметно усиливаются при резком сбросе или наборе скорости, при переключении скоростей (возможны характерные «выстрелы»).
При заведенном моторе изменяется цвет отработанных газов: выхлоп становится более густым, его цвет темнеет (вплоть до черноты). В салоне возможно появление запаха топлива.
При визуальном осмотре на детали будут видны коричневые и черные точки, полосы и даже пятна. Это – места, через которые просачиваются выхлопные газы, быть такого не должно.
Профилактика повреждений глушителя
Заваренный глушитель может работать и ремонтироваться до полного износа – но зачем так перенапрягать свой бюджет, если можно беречь деталь?
- аккуратная езда – без повышенной скорости и по ровной дороге (без явных сторонних объектов на ней), объезд ям и мусора;
- корректные переключение передач и работа двигателем на набор скорости и торможение;
- регулярное обслуживание днища машины и очистка самого глушителя (позволит вовремя обнаружить неисправность);
- сезонная обработка составами с антикоррозионными свойствами;
- применение качественного топлива;
- профилактика вибрации детали посредством установки гофрированной трубы – «мятый» металл будет воспринимать энергию, переходящую с коллектора на сам глушитель, и немного снижать температуру.
При этих мероприятиях не придется думать о том, сколько стоит ремонт глушителя.
Задать свои вопросы эксперту Вы можете в комментариях под статьей или тут через форму обратной связи.